Инжиниринговая компания

Новые технологии дорожного хозяйства

Facebook RU | EN

Автомобильные дороги сегодня: отчетное интервью начальника ФКУ «Черноземуправтодор» Александра Лукашука

Федеральные трассы России являются неотъемлемой составляющей единой транспортной системы страны. Управление внушительным по протяженности, инженерной сложности и стоимости комплексом федеральных трасс возложено на Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта РФ и его региональные подведомственные управления. На территории Воронежской и Липецкой областей функцию заказчика по ремонту и содержанию автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них выполняет ФКУ «Черноземуправтодор». Только в прошлом году на эти цели было направлено 4,2 млрд рублей.

О состоянии подведомственных автомобильных дорог федерального значения, о новых технологиях и организации дорожного движения журналу «Парадный квартал» рассказал начальник ФКУ «Черноземуправтодор» Александр Геннадьевич Лукашук.

– Александр Геннадьевич, что было сделано за прошедший год для улучшения технического состояния дорог, подведомственных вашему управлению?

– 2013 год прошел для нас неплохо, и прежде всего потому, что нам удалось выполнить ряд основных работ: завершить капитальный ремонт на семи участках автодорог и ремонт на 20 объектах протяженностью 107 км в Воронежской области, а также отремонтировать шесть объектов в Липецкой области протяженностью 40 км. Причем в рамках капремонта в нашем регионе на трассе Р-298 Курск – Воронеж было осуществлено устройство дополнительных полос движения – на км 160 – км 163, км 325 – км 334, км 401 – км 403, км 423 – км 429. Это позволило увеличить пропускную способность автодороги на подъемах для грузового транспорта и организовать движение с допустимой скоростью по выделенной полосе легковым автомобилям. Теперь им нет необходимости выезжать на встречную полосу движения для обгона большегрузного транспорта. Кстати, при выполнении ремонтных работ укладку верхнего слоя покрытия производили щебеночно-мастичными асфальтобетонами, что позволило добиться повышенной износостойкости автодорожного полотна.

Для поддержания программ Президента и Правительства по энергосбережению за 2013 год на протяжении всей подведомственной нам сети автомобильных дорог привычные лампы накаливания были заменены на энергосберегающие светильники. Всего 2107 светильников. Исключением стали гарантийные участки н.п. Третьяки, мост через р. Ворону, села Боринское и Васильевка. Качественное освещение – это эффективный инструмент для предотвращения аварий. Федеральные дороги, находящиеся в ведении нашего Управления, проходят через множество населенных пунктов. Поэтому проблема освещенности дорог, а значит, их безопасности в пределах жилой застройки стоит чрезвычайно остро. Радует тот факт, что мы многое сделали для решения этого вопроса. Хочу отметить, что на каждом объекте была установлена комплексная автоматизированная система управления наружным освещением (АСУНО «КУЛОН»). Эта инновационная система оптимизирует график включения и выключения наружного освещения и переводит освещение в сумеречный режим работы.

– Каков на сегодняшний день опыт применения на подведомственных вашему управлению федеральных дорогах других современных технологий и материалов?

– Согласно плану по освоению инноваций на 2013 год на подведомственных управлению трассах внедрено одиннадцать видов инновационной продукции. В их числе автоматический анализатор для асфальтобетона АВА (производитель – США); «труба-чулок»; смесь «ЭМАКО», позволяющая восстановить и защитить металлические и железобетонные поверхности; пропитка «ДОРСАН»; щебеночно-мастичные асфальтобетоны, или ЩМА-15; использование чистых хлоридов для зимнего содержания дорог; ремонт асфальтобетонных покрытий струйно-инъекционным методом; укладка геосетки между слоями асфальтобетона и ряд других технологий.

И надо сказать, что деятельность Федерального дорожного агентства в части установки нормативов на содержание, ремонт и капитальный ремонт дорог и в части проведения актуальных конференций, организации встреч, на которых можно узнать о новинках отрасли и обменяться опытом, помогает сделать огромный шаг вперед всему дорожному хозяйству.

– Поскольку речь зашла о Росавтодоре, расскажите, зачем на километровых столбиках на федеральных трассах появились надписи «Росавтодор»?

– Такие знаки помогут пользователям автомобильных дорог идентифицировать федеральную трассу. Одним словом, появилась возможность узнать куратора того или иного участка дороги. Ведь водитель, проезжая даже на небольшой скорости, порой не успевает прочитать на информационных щитах напечатанные мелким шрифтом данные о заказчике и подрядчике. Километровые столбики были установлены на автодорогах А-134 подъезд к г. Воронежу от М-4 «Дон», Р-298 Курск – Воронеж и на А-133 подъезд к г. Липецку. В этом году мы продолжим замену километровых знаков на наших объектах капремонта и ремонта.

– Не боитесь, что благодаря километровым столбикам возрастет количество жалоб со стороны автомобилистов?

– Безусловно, это повышает ответственность за результат работы. Но для нас это в какой-то степени будет являться и стимулом для содержания и ремонта дорог на более высоком уровне. Думаю, этому поспособствует и увеличение в 2015 году объема финансирования по ремонту и содержанию дорог до 100%. Это произойдет в России впервые за 20 лет. До сих пор объем составлял 70%. Однако при любых условиях финансирования мы полностью ответственны за содержание вверенных нам автомобильных дорог.

– Одной из основных задач по нормативному содержанию автодорог является обеспечение безопасности движения. Какие мероприятия по решению этой задачи осуществлены вами?

– У каждого Федерального управления автодорог, а таких 35 в ведении Росавтодора, есть какая-то своя новинка, не только в отношении инновационных технологий по содержанию и ремонту дорог, но и в повышении уровня безопасности дорожного движения. У тех, кто проявляет новаторский подход, проезд по дорогам более комфортный и безопасный. Мы также стараемся придерживаться этого принципа. Так, за прошедший год на трассе Р-193 Воронеж – Тамбов была произведена установка светодиодных дорожных знаков, отличающихся четким и контрастным отображением информации в любое время суток, большим сроком эксплуатации, надежностью, а также низким энергопотреблением. Знаки «Направление поворота направо», установленные по периметру поворота, работают синхронно, дополнительно информируя водителя о протяженности и радиусе опасного поворота. Водитель замечает их с разных углов наблюдения на расстоянии максимальной видимости и в ночное время суток, и при сложных погодных условиях. Это позволяет снизить количество дорожно-транспортных происшествий.

Согласно Федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» за 2013 год сданы в эксплуатацию два надземных пешеходных перехода на федеральных трассах Р-298 Курск – Воронеж и А-134 подъездная дорога от автомобильной дороги М-4 «Дон» к г. Воронежу, на км 217 и км 14 соответственно. Надеемся, что эти объекты заметно снизят количество ДТП с участием пешеходов на данных участках дорог. Считаю важным отметить, что реализация этих проектов стала возможной благодаря поддержке Росавтодора, Правительства Воронежской области и администрации города. Но снижать количество дорожно-транспортных происшествий позволяют не только инновационные решения. Наше управление имеет значительный опыт многолетнего положительного сотрудничества с МЧС и УГИБДД. Наши слаженные и оперативные действия позволяют обеспечить безопасный проезд на федеральных автомобильных дорогах, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, а также найти пути решения ряда проблем. Особенно это взаимодействие проявляется в случаях осложнения погодных условий, как правило, зимой и в период весенних паводков.

– Российские дороги критикуют водители и пассажиры, специалисты и руководители государства. Вам, как начальнику управления дорог, наверное, обидно слышать такие отзывы?

– Многие уверены, что причина разрушения дорог в отвратительном качестве дорожного строительства, «откатах» в отрасли, отсутствии должного контроля со стороны заказчика за подрядчиками. Основная же, причем объективная, причина не самого лучшего качества дорог – это многолетнее недофинансирование отрасли. Второй причиной является ущерб, который наносят большегрузы. 56% от общего размера вреда, причиняемого федеральным дорогам, наносят транспортные средства с разрешенной массой свыше 12 тонн. А их в нашей стране зарегистрировано около 1,5 млн. При этом наблюдается рост парка таких автомобилей. Кроме того, по территории России осуществляются транзитные перевозки. А это около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 тонн.

С 1 ноября этого года в России будет действовать система взимания платы с владельцев большегрузного транспорта массой свыше 12 тонн. Такая система уже успешно реализована в Германии, Австрии, Чехии, Швейцарии и других европейских странах. В основе проекта лежит принцип «пользователь платит», который позволяет уйти от увеличения транспортного налога. Будут платить как раз те, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках, а не те автовладельцы, которые редко пользуются дорогами и не наносят значительного вреда. Надеемся, что этот проект Росавтодора поможет защитить наши трассы от разрушений. А мы будем делать все возможное, чтобы пользователи дорог гордились высоким качеством содержания наших федеральных трасс.

Беседовала Анна Колычева

По материалам сайта rosavtodor.ru