Создание международного интеллектуального транспортного коридора Санкт-Петербург – Хельсинки обсудили в Финляндии
Реализация проекта международного интеллектуального транспортного коридора Санкт-Петербург – Хельсинки направлена на создание условий для повышения объемов товарооборота между Россией и странами Европы через границу с Финляндией, в том числе за счет технологий интеллектуальных транспортных систем (ИТС).
9–10 декабря в Хельсинки состоялось первое заседание Рабочей группы по вопросам логистики и интеллектуальных транспортных систем Межправительственной российско-финской комиссии по экономическому сотрудничеству.
В рамках заседания был предметно рассмотрен вопрос по созданию международного интеллектуального транспортного коридора Санкт-Петербург – Хельсинки с использованием интеллектуальных транспортных систем. ИТС позволяют не только повысить объемы товарооборота между странами, но и способствуют транспортной безопасности, увеличению пропускной способности, более эффективному пересечению границы. ИТС предоставляют возможности для развития бизнеса, информируют участников дорожного движения как на стадии планирования маршрутов, так и во время поездки.
Кроме того, участники Рабочей группы подписали протокол по проекту FITSRUS, направленному на повышение безопасности, эффективности и экологичности дорожного движения на российско-финских магистралях при помощи интеллектуальных транспортных сервисов. В рамках проекта достигнута договоренность об обмене в режиме реального времени данными с дорожных метеостанций, актуальными сведениями о дорожных работах, информацией о дорожных происшествиях, движении транспортных потоков.
Проект FITSRUS предполагает также разработку и совершенствование товаров и услуг в области дорожной метеорологии, таких, как дорожные метеостанции и технологии содержания дорог в зимнее время. Ожидается, что новые решения найдут активное применение в странах Северной Европы и России.
Представители Министерства транспорта и путей сообщения Финляндии считают, что благодаря дорожным метеослужбам намного легче обслуживать магистрали, значительно улучшается безопасность движения и обеспечивается бесперебойное движение транспорта. Также важно, что с их помощью удается более бережно относиться к природе, ведь точные измерения температуры дорожного покрытия и прогнозы по ее изменению позволяют, к примеру, оптимизировать использование соли и других реагентов.
Проект курируется Министерством транспорта и путей сообщения Финляндии при участии финских компаний, среди которых FalckOy, VediaFi, Viamedia, Yandex и другие. С российской стороны проект FITSRUS курирует Минтранс России и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) при участии российского бизнеса: ассоциации «ИТС-Россия», CSBI (оператор систем общественного транспорта, г. Санкт-Петербург), «Цезаря Сателлита», международного интерактивного сервиса маршрутов общественного транспорта RUSAVTOBUS.RU (Москва) и других. Первые пробные испытания новых технологий начнутся уже в 2014 году.
С.М. Егоршев, заместитель директора Департамента программ развития Министерства транспорта РФ, отметил, что доволен динамикой российско-финского партнерства в рамках развития логистики и интеллектуального транспорта: «Хочется отметить очень доброжелательное отношение к нашим предложениям со стороны Министерства транспорта Финляндии. Наша программа имеет все перспективы уже сегодня расширить действие интеллектуального транспортного коридора не только от Хельсинки до Санкт-Петербурга, но и до Москвы, и это не выглядит как невыполнимые планы. Сегодня мы лишь намечаем ориентиры предстоящего партнерства, но уже в ближайшее время мы предпримем ряд конкретных шагов, направленных на вовлечение в ИТС иных видов транспорта – железнодорожного, речного и морского».
Со стороны Росавтодора в заседании Рабочей группы принял участие заместитель руководителя ФДА И.Г. Астахов, который предложил включить в интеллектуальный транспортный коридор в дополнение к двум федеральным трассам – Кольцевой автодороге (директор ФКУ ДСТО В.П. Петушенко) и Федеральной автомобильной дороге «Скандинавия» (начальник ФКУ «Севзапуправтодор» В.О. Иванов) – третью федеральную трассу – автомобильную магистраль «Москва – Санкт-Петербург» (и.о. руководителя ФКУ Упрдор «Россия» А.А. Мятиев). Это предложение было поддержано участниками заседания Рабочей группы. Таким образом, территория интеллектуального транспортного коридора увеличилась более чем вдвое.
Директор ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода» В.П. Петушенко в своем выступлении отметил, что на сегодняшний день в Санкт-Петербурге уже создан мощный плацдарм апробирования интеллектуальных технологий на базе Центра автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД) Кольцевой автомобильной дороги. Накопленный опыт управления интеллектуальными системами позволяет сделать вывод о том, что Россия вполне готова к участию в подобных высокотехнологичных проектах. В.П. Петушенко отметил ряд сложных моментов в реализации проекта FITSRUS, в частности невозможность оперативного пользования роумингом тем, кто пересекает границу Финляндии, и выразил надежду на то, что эта проблема станет предметом рассмотрения сторонами в ближайшее время.
Участники заседания Рабочей группы договорились встретиться в ближайшее время в Санкт-Петербурге для продолжения работы по созданию интеллектуального транспортного коридора и реализации пилотных проектов, возникших в рамках российско-финского сотрудничества.
В завершение мероприятия Рабочей группой было принято решение об участии России в 10-м Европейском конгрессе по интеллектуальным транспортным системам, который пройдет 16–19 июня 2014 года в Хельсинки. Россия представит первые результаты достигнутых договоренностей, примеры реализованных пилотных проектов, организует российский павильон на выставке, а также русские дни в рамках деловой программы и технический тур в Санкт-Петербург на поезде «Аллегро» с посещением основных объектов интеллектуальной транспортной инфраструктуры города Санкт-Петербурга.