Современные технологии против ям
На федеральных трассах в Рязанской, Тамбовской, Воронежской и Волгоградской областях против ям дорожники задействуют литой асфальтобетон.
К весне на участках федеральных трасс М-6 «Каспий» и М-21 ФКУ Упрдор «Каспий» Федерального дорожного агентства планирует заделать трещины и выбоины с использованием литого асфальтобетона. В отличие от горячего асфальтобетона литой обладает пластичностью, повышенной водонепроницаемостью, долговечностью и не требует уплотнения катком или виброплитой. Также с ним можно работать при отрицательных температурах воздуха (с обычным же асфальтом работать можно только при среднесуточной температуре от +5 °С) и в условиях высокой влажности.
Как известно, с наступлением весны на автомобильных дорогах появляются дефекты дорожного полотна из-за частого перехода температуры воздуха от плюса к минусу. Такие перепады температур осенью и нынешней зимой были довольно часты, что сказалось на дорожном покрытии. Поэтому для обеспечения комфортного и безопасного проезда дорожники из ФКУ Упрдор «Каспий» разработали график работ по ликвидации ямочности на подведомственных федеральных трассах. В настоящее время все силы направлены на ликвидацию дефектов дорожного полотна и обеспечение работ по реконструкции, ремонту и капитальному ремонту дорог и мостов.
Уже сейчас на федеральных трассах в Рязанской, Тамбовской, Воронежской и Волгоградской областях (М-6 «Каспий» Калуга – Тула – Михайлов – Рязань, Тамбов – Пенза, Воронеж – Тамбов, Липецк – Тамбов, Северный и Южный обходы г. Тамбова, М-21 Волгоград – Каменск-Шахтинский, Сызрань – Саратов – Волгоград и подъезд к г. Элисте) ведутся активные работы по заделке трещин и выбоин литым асфальтобетоном.
Технология применения литого асфальтобетона заключается в том, что литьевую смесь, состоящую из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума (с полимерными или другими добавками), при температуре не менее 190–200 °С заливают в яму или трещину, где происходит «спекание» заплатки с дорожным покрытием и ее затвердевание. Такая «заплатка» не выскочит и не раскрошится, а значит эффект от запланированного ремонта будет достигнут.
Как отмечают в Упрдоре «Каспий», такая технология – удовольствие не из дешевых, стоимость литого асфальтобетона по сравнению с другими видами асфальтобетонов на 10–25% выше. Однако эффект от применения современных материалов и возможность обеспечить комфортный и безопасный проезд по дорогам оправдывают вложенные затраты.
Примечательно, что некоторые подрядные организации, занятые на содержании федеральных автомобильных дорог Тамбовской области, даже сами налаживают производство литого асфальтобетона. Кроме того, вместо обычных рециклеров для асфальтобетона, рассчитанных на 1,5 т, литой асфальтобетон дорожники доставляют до места работы в специальных термос-бункерах с подогревом и автоматическим перемешиванием, рассчитанных на 6–8 т, благодаря чему удается существенным образом увеличить производительность.