Росавтодор ознакомил инвесторов с проектом строительства автодорожного моста через реку Лену
14 августа 2013 года Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) совместно с Министерством транспорта Российской Федерации презентовало проект строительства и эксплуатации автодорожного моста через реку Лену в районе города Якутска для потенциальных инвесторов. Это один из крупнейших инвестиционных проектов Росавтодора с использованием механизма государственно-частного партнерства и первый по своему масштабу пример концессионного соглашения в российской практике.
В презентации проекта приняли участие Министр транспорта Российской Федерации Максим Соколов, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, а также крупнейшие российские и зарубежные компании инфраструктурного строительства, банки.
В рамках реализации проекта предполагается строительство автомобильного моста и автодорожных подходов к нему общей протяженностью более 21 тыс. метров. Мост свяжет столицу Якутии с сетью автомобильных дорог на правом берегу Лены, объединит в единую транспортную систему федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма», «Вилюй» и «Амга».
«Реализация проекта опирается на широко распространенную в развитых странах модель возведения инфраструктурных объектов – «контракт жизненного цикла», при которой государство получает готовый, качественно выполненный объект, а инвестор, помимо долгосрочного контракта с государством, может заработать на многолетней эксплуатации объекта. То есть чем качественней выполнена работа, тем меньше издержки концессионера на последующую эксплуатацию объекта, и тем больше он зарабатывает», – разъяснил Роман Старовойт.
По словам Министра транспорта РФ Максима Соколова, работа Министерства транспорта России, Федерального дорожного агентства и привлеченных консультантов направлена на обеспечение баланса интересов государства и частного сектора. Министр также отметил, что практика передачи части рисков частным компаниям в сфере создания и эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры сегодня все шире используется в России. «С помощью инструмента государственно-частного партнерства достигаются цели не только увеличения объема внебюджетных инвестиций, но и повышения эффективности расходования бюджетных средств, привлечения в отрасль иностранных компаний, обладающих передовыми технологиями и современными стандартами управления проектами в строительстве и эксплуатации», – сказал Максим Соколов.
Руководитель Федерального дорожного агентства также пояснил, что передача частным компаниям такого важного этапа, как проектирование, не случайна: «Тем самым мы даем компаниям больше возможностей, наделяем их большими полномочиями, что делает наш проект еще более привлекательным для инвесторов».
Напомним, что победитель конкурса, с которым будет заключено концессионное соглашение, должен будет спроектировать мост, обеспечить софинансирование и строительство, содержание, эксплуатацию и ремонт объекта. В свою очередь, концедент предоставит земельные участки для строительства, софинансирование на этапе строительства и концессионный платеж на этапе эксплуатации.
Размер софинансирования концедента и размер платы концедента – критерии, которые подаются участниками конкурса в ценах 2013 года и обеспечивают максимально корректное сравнение различных конкурсных предложений, дают четкий сигнал, что концедент принимает на себя значительную часть макроэкономических рисков. Юридическая сторона проекта учитывает лучшую практику, накопленную по уже реализованным в России концессионным проектам ГЧП, и обеспечивает создание сбалансированной модели распределения рисков между сторонами.
По мнению руководителя Федерального дорожного агентства, для участия в конкурсе могут быть сформированы как минимум 3–4 консорциума, включая проектировщиков, подрядчиков и инвесторов. В качестве возможных участников выступают такие компании, как ОАО «Мостотрест», ОАО «Мостоотряд-19», УСК «Мост», Тихоокеанская Мостостроительная компания, Гипростроймост, Институт «Стройпроект», НПО «Мостовик», ОАО «Сибмост». Также уже проявили интерес к проекту Сбербанк России, Газпромбанк, Группа ВТБ, Европейский Банк Реконструкции и Развития.
Кроме того, для иностранных инвесторов государственное участие в проекте является сигналом того, что риски реализации проекта минимальны. В качестве возможных иностранных инвесторов выступают группа компаний Vinci (Франция), компании Cintra (США), John Laing (Великобритания), Skanska (Швеция).
Справка о проекте
19 июля 2013 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 489-р Федеральным дорожным агентством был объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска.
Сроки реализации проекта – 14 лет, в том числе проектирование и строительство – 6 лет, эксплуатация – 8 лет.
Основаниями для реализации проекта являются Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 года № 115, а также Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2013 года № 489-р.