Проект «12-тонников» привлечет на развитие дорог РФ около 1 триллиона рублей
23 сентября Федеральное дорожное агентство провело Road Show проекта создания системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам грузовым транспортом свыше 12 тонн.
В мероприятии приняли участие заместитель Министра транспорта РФ Олег Белозеров, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.
Реализация данной инициативы предполагает объединение лидеров рынка технологий на основе ГЛОНАСС, российских и иностранных телекоммуникационных компаний, имеющих опыт создания аналогичных систем.
Один из самых громких государственно-частных проектов года, так называемый «Проект «12-тонников» стартовал в сентябре 2013 года. Сопоставимых аналогов системы, с учетом современности и комплексности используемых технологий и масштаба нашей дорожной сети (50 000 км федеральных дорог), нет ни в одной стране мира.
В связи с уникальностью проекта свою заинтересованность в участии уже высказали все основные лидеры российского рынка технологий на основе ГЛОНАСС (ОАО «НИС ГЛОНАСС», Некоммерческое партнерство «Развитие технологии ГЛОНАСС» и др.), крупнейшие российские телекоммуникационные компании («МегаФон», Ростелеком, «Сума-телеком») и иностранные компании, имеющие опыт создания аналогичных систем («Автострада», «Талес», «Сименс», «Капш»).
По данным Росавтодора, общий объем частных инвестиций для реализации проекта может составить около 180 млрд рублей.
«Проект подобного масштаба проводится впервые: появится единая на всю страну система, которая позволит компенсировать ущерб, наносимый дорогам большегрузным транспортом, и построить значительное количество новых дорог европейского уровня», – заявляет руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт.
Предварительные расчеты показывают, что за весь период реализации проекта (порядка 13 лет) поступления в федеральный бюджет составят около 1 триллиона рублей.
Все эти средства целевым образом будут отправлены на развитие автодорожной сети, что позволит осуществлять своевременный и качественный ремонт проезжей части, а также увеличить пропускную способность дорог.
Прогнозируемый прирост ВВП благодаря созданию данной системы уже в 2015 году составит порядка 189 миллиардов рублей.
«При транспортировке международных грузов российские компании уже на протяжении многих лет сталкиваются с подобной системой за рубежом и пополняют своими взносами дорожные фонды других стран. При этом иностранные перевозчики не компенсируют ущерб, причиняемый нашим федеральным дорогам», – подчеркивает начальник ФКУ «Дороги России» Иван Григорович.
Важно отметить, что по территории России передвигаются около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки. Экспертами наблюдается рост парка таких автомобилей.
Согласно планам Росавтодора на первом этапе проекта будет определен частный партнер – консорциум концессионера, состоящего из ряда компаний, которые в рамках конкурса будут соревноваться между собой по инвестиционно-финансовым, техническим и юридическим предложениям. Первоочередной задачей Федерального дорожного агентства является создание прозрачных условий для отбора лучшего консорциума частных партнеров на весь срок и обеспечения максимальной конкуренции среди концессионеров-заявителей.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2013 г. № 531-р все необходимые работы должны быть завершены уже к следующей осени. Срок начала функционирования системы взимания платы в соответствии с действующим законодательством определен 1 ноября 2014 года.
СПРАВКА О ПРОЕКТЕ:
11 сентября 2013 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2013 года № 531-р Федеральным дорожным агентством был объявлен конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы и используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Для реализации проекта государством по итогам проведения открытого конкурса будет выбран оператор (концессионер). Задача оператора – создание и дальнейшая эксплуатация системы.
В основе проекта лежит принцип «пользователь платит», который уже несколько десятков лет используется в зарубежных странах и позволяет уйти от таких социально несправедливых схем, как, например, увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог. Таким образом, платежи осуществляются теми, кто больше всего разрушает дороги, зарабатывая на перевозках.
В целях информационной поддержки для удобства владельцев транспортных средств по всей территории страны будет развернута сеть консультационных центров, пунктов оплаты и выдачи бортовых устройств, организованы круглосуточный колл-центр и интернет-сайт.
Контроль соблюдения законодательства будет осуществляться за счет системы мобильного (курсирующие по федеральным трассам специальные автомобили – не менее 180 шт.) и стационарного контроля (рамные конструкции на трассах – не менее 480 шт.). Для передачи информации и отслеживания платежей будут применяться различные современные технологии, в числе которых ГЛОНАСС/GPS.
По мере движения автомобиля средства будут зачисляться в бюджет Российской Федерации. Нарушители правил взимания платы будут привлекаться к ответственности в соответствии с КОАП РФ (штрафы от 5 тыс. до 450 тыс. рублей).
Важное преимущество автоматизированной технологии – полное исключение человеческого фактора и, следовательно, возможностей для коррупционных схем. Привлечение нарушителя к ответственности будет осуществляться на основе данных фото- и видеофиксации, которые обрабатываются системой в автоматическом режиме.
До начала движения владелец автомобиля должен внести денежные средства на счет оператора (3,5 рубля за километр пробега). Для работы с данными о движении автомобилей и мониторинга оплаты будет создан Центр обработки данных.
Экономика автоперевозчиков от внедрения системы взимания платы не пострадает (снижение чистой прибыли возможно на 0,36–0,5%, что не должно сказаться на потребителях услуг). При этом переход к системе «пользователь платит» позволяет уйти от таких социально несправедливых схем, как увеличение транспортного налога, когда отсутствует дифференцированный подход к пользователям автодорог.
Кроме того, введение платы принесет выгоду и самим владельцам транспорта. Благодаря дополнительному финансированию дорожной отрасли, улучшению качества дорожного покрытия и дополнительному развитию транспортной инфраструктуры компании смогут экономить на своих издержках, связанных с перевозкой.