Одиннадцать дорог Росавтодора
Интервью Лубакова Тимура Владимировича, начальника Управления проектирования и строительства автомобильных дорог порталу «ДорИнфо».
— Тимур Владимирович, поделитесь планами на 2014 год.
В соответствии с Подпрограммой «Автомобильные дороги» Росавтодор, как главный распорядитель бюджетных средств, сформировал инвестпрограмму на 2014 год. Она предусматривает строительство и реконструкцию 84 участков федеральных дорог общей протяженностью 534,2 км. На эти цели в 2014 году Росавтодор направит 141,9 млрд рублей.
— Появятся у нас в стране новые дороги?
Как таковых новых направлений и маршрутов не будет, но произойдёт коренное улучшение уже существующей федеральной сети дорог. Появятся современные автомобильные дороги. Представьте, например, вместо зимней автомобильной дороги на Якутск от Невера, где твёрдость покрытия обеспечивал мороз, а летом это были непроезжие направления, появятся километры капитальной дороги с твёрдым покрытием, доступной для движения транспорта, как зимой, так и летом. Или вместо двухполосного участка трассы М-5 «Урал» с неудовлетворительным качеством покрытия к концу года появится 48 км современной четырёхполосной магистрали, соответствующие всем требованиям безопасности и комфортности.
— Какие объекты строительства и реконструкции являются приоритетными?
Росавтодор в соответствии с поручениями Президента РФ определил 11 приоритетных направлений развития федеральных дорог: М-5 «Урал» Москва — Челябинск, М-9 «Балтия» Москва – на Ригу, М-29 «Кавказ» Краснодар – на Баку, М-51,53,55 «Байкал» Челябинск – Чита, М-56 «Лена» Невер — Якутск, М-60 «Уссури» Хабаровск — Владивосток, М-18 «Кола» СПб — Мурманск, М-7 «Волга» Москва — Казань, М-8 «Холмогоры» Москва — Архангельск, А-180 «Нарва» СПб – на Талин, Р-21 «Кола» СПБ – Петрозаводск.
— Выстроена ли градация внутри этих направлений?
К своевременной реализации поставленных задач подходим комплексно. Понимание, какие проекты заберут на себе максимум ресурсов, в Росавтодоре имеется. Если рассмотреть эти 11 направлений, то на 2014 год самыми тяжеловесными из них являются: М-56 «Лена» Невер – Якутск — 8 участков общей протяженностью 81,9 км, М-5 «Урал» Москва – Челябинск — 10 участков (48 км), М-7 «Волга» Москва – Казань — 6 участков (44,7 км), М-60 «Уссури Хабаровск – Владивосток — 7 участков (57,8 км).
— С какими основными трудностями приходится сталкиваться при строительстве и реконструкции дорог?
Начну издалека. Представьте себе, более 100 лет назад была проложена автомобильная дорога и, вполне естественно, она стала центром притяжения множества интересов людей, хозяйствующих субъектов. Вдоль неё строятся всевозможные предприятия, заводы, фабрики, жилые массивы, прокладываются коммуникации, и вся эта застройка идет в непосредственной близости. Еще пример, все телеграфные и телефонные линии на столбах прокладывались вдоль дорог для упрощения их строительства и последующего обслуживания.
Сделать автомобильную дорогу современной – в первую очередь означает, что её необходимо элементарно геометрически расширить, увеличить занимаемую ей площадь. А чтобы было понятно, свободных земельных участков вдоль дорог практически не осталось. Вдоль трасс размещено имущество граждан и организаций, подлежащее выкупу, сносу, переносу и т.д. Проложены коммуникации: магистральные газопроводы, сети водопроводов и канализации, воздушные и подземные линии энергетики и связи.
— Что с этими объектами происходит?
Каждый конкретный случай, требует отдельного решения. Росавтодор обеспечивает переустройство всех коммуникаций практически без участия их владельцев. Осуществляя перенос коммуникаций, Росавтодор становится и газовиком, и энергетиком. Но это еще не всё! Далее необходимо передать эти, построенные Росавтодором в составе дорожного проекта и за счёт дорожных средств, энергетические объекты, новым владельцам, что в рамках бюджетного законодательства сделать не так просто, ведь многочисленные сетевые компании являются, по сути, частными лицами от ООО до ОАО, а Росавтодор федеральная структура.
В условиях достигнутого в последние годы роста дорожно-транспортного строительства отдельные случаи переходят «в серию», назрела необходимость системного решения этих вопросов. Будем обсуждать их с коллегами на федеральном, региональном уровне, привлекать общественность, экспертное сообщество, бизнес. С тем, чтобы выходить на уровень Правительства РФ с проработанными и согласованными законодательными инициативами.