Информационные технологии удешевляют строительство
На вопросы ЦВ отвечает начальник Управления научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Росавтодора Владимир ПОПОВ
— Владимир Аркадьевич, перед Росавтодором стоит задача уменьшения стоимости строительства дорог и линейных объектов. Решать ее можно многими методами. А какую роль, на Ваш взгляд, в этом деле играют информационные технологии?
— Сами по себе информационные технологии не панацея. Но их внедрение и использование, действительно, может помочь существенно снизить стоимость строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонта дорог. Так, в настоящее время Росавтодор вместе с рядом организаций работает над созданием информационного продукта управления стоимостью строительства («УСС – Росавтодор»). Это тот инструмент, с помощью которого как центральный аппарат Росавтодора, так и наши подведомственные Федеральные казенные учреждения (ФКУ) смогут собирать и накапливать базы данных по реализованным и реализуемым проектам, их составным частям и отдельным работам, объектам-аналогам. Соответственно, при проектировании и самом строительстве новых дорог можно будет лучше понимать, где и как мы сможем сэкономить. Что важно, разрабатываемый продукт – это не просто статическое хранилище, это непрерывно пополняющаяся и улучшающаяся база данных, с каждым новым объемом информации позволяющая еще лучше рассчитать эффективность инвестиционно-строительного процесса. Могу сказать, что ни у нас, ни в каких-либо схожих отраслях такого еще не было.
— На какой стадии сегодня находятся работы по созданию данного информационного продукта?
— Разработана общая концепция информационного продукта, структуру программного обеспечения и баз данных, а также технология взаимодействия с существующими программными продуктами и базами данных, из которых можно извлекать нужную информацию при планировании работ и сверять ее с базой данных при подготовке технико-экономических обоснований строительства. Это сделано. Сейчас же мы хотели бы разработать сетевую модель, в испытаниях которой будут задействованы три-четыре подведомственные ФКУ и центральный аппарат Росавтодора. Созданная модель будет опробована в рабочем режиме в существующей системе принятия решений, чтобы окончательно отработать ее интеграцию с имеющимися у нас иными управленческими программами. Заодно посмотрим, как раздел с ценовыми показателями этого информационного продукта станет взаимодействовать с разделом нормативно-правовым. Конечным итогом должна стать программа, наполненная данными по выполненным объектам – сметной стоимости, единичными и укрупненными элементами, нормативно-правовыми документами. — Чем так важна сетевая модель?
— Так ведь Росавтодор ведет работы на территории всей страны с учетом часовых поясов и климатических особенностей, поэтому нам необходимо понять, как будут взаимодействовать между собой центральные органы управления и регионы. Кстати, в прошлом году была апробирована модель несетевой работы, результаты оказались успешными. Теперь речь идет о том, чтобы распространить ее на несколько территориально удаленных подведомственных ФКУ и проследить всю цепочку взаимодействия: как документация будет создаваться, как она будет интегрироваться с другими системами, поступать в хранилище, что из себя технически будет представлять банк данных, только ли центральный сервер сделаем или территориально-распределенную систему. Это все предстоит испытать, чтобы, обкатав модель, сделать наиболее простой интерфейс взаимодействия.
— Насколько удобно будет пользоваться вашим сотрудниками этим информационным продуктом?
— Мы с самого начала поставили обязательным условием легкость внедрения и простоту пользования. Ведь в Росавтодоре многие сетевые программы не требуют установки программных компонентов непосредственно на машины сотрудников. По итогам совещания пришли к такому решению. Работа с данным информационным продуктом будет вестись через веб-интерфейс, таким образом, не будет нужды перегружать данные, они сразу появляются и доступны всем заинтересованным лицам. Для организации архива проектов и хранения другой информации используется программное обеспечение, позволяющее всем потребителям использовать функциональные возможности портальных продуктов в единой среде решения.
Был еще такой вопрос: разместить программный продукт на центральном сервере и обеспечить через логины и пароли доступ на этот сервер из любого уголка нашей страны или установить его в каждом органе управления на их серверах, чтобы они работали автономно, а потом сбрасывали данные в центральный сервер. Решили ориентироваться на более прогрессивный метод работы на центральном сервере. Пользователи будут выходить на него, работать с имеющейся информацией и вносить туда свои данные.
В чем плюс? В любой компьютерной программе, занимающейся сбором и обработкой информации, есть справочники и классификаторы. В централизованной системе эти справочники едины, вся нормативная информация классифицируется по единым принципам, что удобно для поиска и использования. При обновлении сметно-нормативной базы, добавлении новых расценок они будут автоматически появляться и в нашей базе данных.
Важно это потому, что работа с базами данных информационного продукта касается не только одного Росавтодора и наших ФКУ. Разработчиками нормативной базы, расценок, которыми мы пользуемся, являются подведомственные Министерству регионального развития РФ организации, в частности, Федеральный центр ценообразования в строительстве. А мы пользователи. От того, насколько быстро сможем осуществлять взаимодействие, вырастет коэффициент полезного действия. ФЦЦС создал банк данных сметных нормативов, к которому подключены многие регионы. Они используют ту же технологию работы с информацией, что предполагается использовать и у нас. Поэтому мы сможем без проблем решать вопросы миграции, синхронизации и обновления нашей базы данных с базой данных Федерального центра ценообразования в строительстве.