Газета «Транспорт России»: Чтобы не было заторов
Все произошло в считанные минуты. В 2 часа дня на пульт оперативного дежурного ГУ МЧС России по Тверской области поступил сигнал от свидетеля дорожно–транспортного происшествия: на 227–м км трассы М–10 «Россия» Москва – Санкт–Петербург столкнулись два легковых автомобиля, есть пострадавшие. Через 5 минут на место ДТП почти одновременно прибыли машины спасателей, ГИБДД, дорожной службы и «скорой помощи». Представители разных ведомств действовали слаженно, у каждого из них была своя задача.
В первую очередь надо извлечь раненых из покореженного авто. Этим занялись работники МЧС. Специальными щипцами они вскрывают корпус автомобиля с заклинившей дверью. Пострадавших тут же увозит «скорая». Сотрудники дорожно–патрульной службы тем временем перекрывают движение на трассе и начинают составлять протокол и схему ДТП. У представителей дорожной организации своя задача: пока на месте аварии работают сотрудники МЧС и Госавтоинспекции, обеспечить временный объезд участка дороги, где произошло столкновение автомашин.
В 14 час. 13 мин. дорожники завершают разбор барьерного ограждения и организовывают реверсивное движение. К 14 час. 30 мин., когда поврежденные автомобили, наконец, погружены на эвакуатор, движение транспорта по трассе восстановлено в нормативном режиме. Оперативные действия представителей разных служб помогли избежать заторов на одной из самых загруженных федеральных автодорог страны.
Все описанное выше – тактические учения по ликвидации последствий ДТП, организованные Росавтодором при участии представителей МЧС и ГИБДД в рамках подготовки к зимнему содержанию автодорог федерального значения. Ситуация была смоделирована не на полигоне, а на участке автодороги Москва – Санкт–Петербург (227–й км трассы М–10), которая отличается высокой интенсивностью движения. По легенде учений, там произошло крупное ДТП, ставшее препятствием для проезда транспорта в одном из направлений.
После получения сигнала дежурной службой ФКУ Упрдор «Россия» были приняты меры, которые позволили в максимально короткие сроки (менее чем за полчаса) оперативным бригадам устранить последствия аварии и обеспечить беспрепятственный проезд автотранспорта. Во время проведения работ для освобождения проезжей части от поврежденных машин была применена спецтехника, а также снято барьерное ограждение. Перепуск движения был временно осуществлен по встречной полосе.
Глава Федерального дорожного агентства Роман Старовойт принял участие в работе оперативных групп, ответственных за ликвидацию ЧС в условиях зимы на трассе М–10 «Россия». Важным элементом учений, в которых участвовали руководители более десяти федеральных управлений автодорог, стала отработка межведомственного взаимодействия диспетчерских служб ФКУ Упрдор «Россия» с территориальными подразделениями ГИБДД МВД России и МЧС России. Благодаря слаженности действий различных ведомств был оперативно решен вопрос с изменением схемы движения транспорта, обеспечена эвакуация автомобилей, перекрывших движение, а также быстро произведен демонтаж барьерного ограждения, необходимый для организации реверсивного движения.
Работа дорожных организаций и экстренных служб проходила в условиях, максимально приближенных к реальным. Это налагало на участников учений особую ответственность. Ведь если бы замешкались представители одной из служб, пробки на трассе М–10 «Россия» избежать не удалось бы. Но все прошло так, как было запланировано. Продумано было и время проведения тактических учений (среда, 2 часа дня). К этому часу многие водители обычно делают остановку в пути на обед. Трафик на дороге М–10, как правило, возрастает во вторник и четверг.
Прошлогодняя ситуация, когда во время сильнейшего снегопада на том же участке дороги Москва – Санкт–Петербург в результате крупного ДТП образовались пробки и снежные заносы, послужила для всех служб серьезным уроком. Росавтодор по следам тех событий разработал комплекс дополнительных мер по содержанию федеральных автотрасс в зимнее время.
Так, в текущем году в 5,5 раза были увеличены темпы подготовки противогололедных материалов для трассы М–10 «Россия». Подготовка к зиме на территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, через которые проходит федеральная автодорога, проведена с опережением срока. Подведомственным Росавтодору ФКУ Упрдор «Россия» заготовлены более 32 тыс. тонн реагентов (104% от потребности), более 119 тыс. кубов песка, 202 тыс. тонн пескосоляной смеси. Для содержания дорог в зимний период Упрдор «Россия» задействует 279 единиц дорожной техники, для нее подготовлены 18 теплых стоянок и 19 помещений для отдыха и обогрева рабочих и водителей.
К слову, палатки, которые могут быть использованы для обогрева людей, чьи автомобили попали в затор на трассе, были установлены работниками МЧС на месте проведения учений. Здесь же были развернуты полевые кухни, готовые накормить застрявших в пути автомобилистов, демонстрировались образцы современной техники.
Кстати, подобные полномасштабные учения с участием представителей тех же служб и ведомств прошли 16 сентября на трассе М–8 «Холмогоры» и 9–10 октября в горном кластере Сочи, в Красной Поляне.
По мнению специалистов, на прошлогодний затор на дороге М–10 «Россия» повлияла совокупность факторов, в числе которых – отсутствие координации совместных действий подразделений МЧС, МВД и дорожных служб в условиях ЧС. Извлекая урок из той ситуации, подведомственные Росавтодору управления дорог заключили трехсторонние соглашения о взаимодействии с органами ГИБДД, МЧС. Об этом сообщили руководители Упрдоров во время командно–штабной игры в Твери (теоретическая часть учений).
Так, начальник ФКУ Упрдор «Москва – Харьков» Сергей Недялков привел пример слаженности действий по ликвидации последствий ДТП службами экстренного реагирования на участке дороги в Тульской области. На днях в аварию там попал бензовоз, в результате на асфальт вылились 30 тонн дизтоплива. Сотрудники ГИБДД, МЧС, представители дорожной организации в этом случае сработали оперативно. Последствия транспортного происшествия были ликвидированы в течение 40 минут.
Теоретическая часть учений в Твери предполагала отработку различных вводных ситуаций. Руководители подведомственных Росавтодору учреждений докладывали о порядке своих действий в неблагоприятных погодных условиях. Скажем, какие меры следует предпринять, если отдельный муниципальный район в период снегопада принимает решение о введении режима ЧС, предусматривающего закрытие движения автотранспортных средств на отдельном участке дороги федерального значения, проходящей через город?
По словам начальника ФКУ «Центравтомагистраль» Юрия Жиркова, главное – исключить блокирование автотранспорта, который может оказаться на этом участке дороги. В данном случае рассматривалась условная ситуация, «произошедшая» на участке 15–40–й км федеральной автодороги А–108. Подрядной организации, которая совместно с ГИБДД обеспечивает закрытие движения на участке дороги, ставится задача заранее подготовить маршруты его объездов по Московскому малому кольцу на соответствующем перегоне и по территориальной сети дорог. По соглашению ФКУ «Центравтомагистраль» с ГУ МЧС России по Московской области в этой чрезвычайной ситуации вместе с дорожной организацией задействуются подразделения спасателей, которые разворачивают пункты питания, обогрева людей, оказавшихся в зоне ЧС. Для оперативного оповещения пользователей помимо популярных радиостанций на сети дорог, подведомственных ФКУ «Центравтомагистраль», используется так называемый 15–й канал дальнобойщиков УКВ–диапазона. Подрядчик тем временем делает все для скорейшей расчистки данного участка и обеспечения безопасного проезда по нему. Для контроля за ситуацией на дороге Упрдор использует свои системы видеоконтроля.
Когда происходит ДТП на дороге с высокой интенсивностью движения, пробка может образоваться за считанные минуты, поясняет заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов. Поэтому нужно как можно скорее передать информацию о транспортном происшествии органам МЧС, ГИБДД, дорожным организациям, чтобы каждая из этих служб смогла выполнить необходимые действия в максимально короткие сроки и с полной мобилизацией сил.
Вспомним, что произошло на трассе М–10 «Россия» в начале декабря 2012 года. В условиях сильного снегопада на двухполосном участке автодороги с интенсивностью движения 50 тыс. автомобилей в сутки столкнулись два грузовых автомобиля, получившие повреждения. Буквально за полчаса образовалась пробка в десятки километров.
Дело не только в большом количестве снега, который выпал на упомянутом участке дороги М–10 «Россия» (в течение суток – месячная норма осадков), поясняет Игорь Астахов. Заниматься его уборкой при любых погодных условиях дорожники готовы. Если бы не произошло ДТП, они бы справились с ситуацией. Но из–за ДТП движение транспорта остановилось, и пока сотрудники ГИБДД составляли протокол и чертили схему транспортного происшествия, между машинами образовались снежные заносы, и после возобновления движения они не смогли двинуться с места. Оперативно помочь пользователям при всем желании в этот момент дорожники уже не могли. Таким образом, в подобных ситуациях многое зависит от того, как быстро отреагируют на ДТП представители ГИБДД, МЧС и дорожных организаций, насколько четко и согласованно они будут действовать в условиях ЧС.
Сложность ситуации еще и в том, что сотрудники подрядной дорожной организации не обладают полномочиями по изменению схемы движения. Даже временно перенаправить поток транспорта на встречную полосу или провести колонну дорожной уборочной техники по обочине для расчистки проезжей части они могут только по согласованию с Госавтоинспекцией. И если патрульная машина ГИБДД запаздывает, то, естественно, возникает пробка. Многие водители пытаются объехать затор, тем самым только усугубляя ситуацию. Транспортный поток замирает, у дорожной техники нет возможности пробиться к месту возникновения затора для устранения его причин. Так и случилось год назад.
Чтобы упорядочить действия оперативных служб и обеспечить необходимое взаимодействие между ними, Росавтодор совместно с МЧС и МВД России разработали специальную методику. Она уже прошла согласование в МЧС России и сейчас рассматривается ГИБДД МВД России. После ее утверждения всеми сторонами методика будет рекомендована к применению на федеральных трассах.
Интенсивность движения на автомобильных дорогах, проходящих через разные территории страны, сильно отличается. На трассах «Колыма» или «Лена», к примеру, одни особенности, там остановка транспорта даже на час–другой не столь ощутима, как на подмосковной федеральной дороге, где интенсивность доходит до 100 тыс. автомобилей в сутки и даже 10–минутный перерыв в движении может создать настоящий коллапс. Поэтому цена подобного происшествия в отдаленном регионе, как и возможности взаимодействия соответствующих служб, совершенно иная, нежели в Центральной России.
Как подчеркнул, общаясь с журналистами, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Старовойт, качественному обслуживанию автодорог в зимний период будет способствовать и то, что с этого года подрядные организации заключили контракты на содержание дорог на 5,5 лет.
– Мы заблаговременно провели конкурсные процедуры, по итогам которых победители получили право пятилетнего содержания дорог, что позволяет им заранее планировать работы и производить техническое перевооружение, приобретать современную дорожно–эксплуатационную технику, – сообщил глава Росавтодора.
В контрактах четко прописано, какие работы нужно выполнять в течение этого срока и какие деньги дорожники за это получат. Определены и штрафные санкции, которые будут применены к подрядной организации в случае нарушения условий договора.
В этом году дорожники заранее подготовились к различным сценариям развития событий на федеральных дорогах. Подрядные организации уже с октября перешли на режим зимнего содержания автодорог. Всего на сети дорог федерального значения приступили к работе свыше 9000 единиц дорожной техники. Из них почти 4000 комбинированных дорожных машин, 1300 автогрейдеров, 1500 экскаваторов и погрузчиков, 1500 тракторов со снегоочистительным оборудованием, а также несколько сотен роторных снегоочистителей, прицепных грейдеров и бульдозеров. Предстоящей зимой для борьбы с обледенением и снежными заносами планируется использовать 5,5 млн тонн специальных противогололедных материалов.