Вячеслав Петушенко: «Зимой обойдемся без сюрпризов»
Как гласит известное выражение, нет работы без заботы. Петербургская КАД требует и того, и другого. «Кольцевой нужно заниматься каждый день» — такой вывод сделал директор ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода «Санкт-Петербург» Вячеслав Петушенко в ходе своего интервью, опубликованного в журнале «Дороги» в сентябре этого года. И это не просто слова, а своеобразное руководство к действию. Дорога, по праву считающаяся главной магистралью Северной столицы, должна развиваться в унисон с городом, только так она сможет решать хотя бы часть непростых транспортных проблем мегаполиса. Забота о повышении эффективности столь значимой для Петербурга магистрали проявляется и в так называемой «расшивке» узких мест, даже если они еще не оказывают глобального влияния на дорожную ситуацию.
Поводом нашей новой встречи с Вячеславом Петровичем стало введение в эксплуатацию транспортной развязки КАД на участке от автомобильной дороги «Нарва» до строящегося многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка». Кроме того, окончание года всегда предполагает подведение итоговой черты под проделанной работой.
— В какой мере новый объект поможет улучшить транспортную ситуацию?
— Целевое назначение развязки обозначено четко: обеспечение подъезда к строящемуся комплексу. В будущем ее значимость для города должна возрасти, причем многократно. После завершения строительства ММПК «Бронка» не только решит проблему дефицита портовых мощностей в Северо-Западном регионе России, но и позволит уменьшить нагрузку на улично-дорожную сеть Санкт-Петербурга. К примеру, частично освободится от большегрузного транспорта центр города. Мы рады, что хотя бы косвенно участвуем в реализации такого масштабного проекта. Стоит отметить, что ввод в строй развязки это, пожалуй, единственный случай, когда практически на первом этапе работ организован подъезд к крупному строящемуся объекту. То есть, соблюден должный порядок: сначала — дорога, затем — стройка.
— С какими трудностями пришлось столкнуться в процессе строительства? Чем отличается эта транспортная развязка от других подобных ей сооружений?
— Проектировщики и строители — просто молодцы! Развязка интересна тем, что она органично вписалась в существующую транспортную инфраструктуру. Место ее расположения — достаточно стесненное, там проходит не только автомобильная, но и железная дорога. Кроме того, ситуацию усугубляли сложные грунтово-геологические условия: выход кембрийских глин, крупнообломочные грунты, линзы песка со скоплениями воды. Проектировщики — ЗАО «Институт «Стройпроект» — с честью справились с возложенной на них задачей, а строители — ОАО «Мостоотряд №19» — сумели так организовать работу, что закрытие движения по кольцевой и дамбе произошло только один раз на 2 часа, да и то ночью в выходной день.
Ко всему прочему, благодаря опыту генерального подрядчика развязку удалось построить практически за полгода. Нормальному развертыванию строительства мешали проблемы с землеотводам, которые решались достаточно болезненно. Эти вопросы были согласованы только к 20 июня 2013 года, на тот момент было выполнено всего лишь 10% от всего объема работ. Тем не менее, 16 декабря объект был сдан.
— Наверное, без четкой схемы взаимодействия с проектировщиками и подрядчиками этого могло и не произойти…
— Вы совершенно правы. Но и генпроектировщик развязки, и ее генподрядчик — это компании, с которыми мы работаем уже не один год. Поэтому иного развития ситуации не могло быть в принципе. Для «Стройпроекта» нынешняя развязка, к примеру, стала на кольцевой уже 27-ой по счету. А в активе «Мостоотряда №19» — все самые сложные работы на КАД, включая строительство Большого Обуховского моста. Словом, мы довольны таким долгосрочным сотрудничеством.
— Как продвигается работа по реализации проекта уширения участка КАД между железнодорожной станцией Горская и Приозерским шоссе?
— В прошлом году мы разыграли конкурс на работы, связанные с модернизацией системы освещения. Ввод в эксплуатацию этого участка состоялся в 2001 году, за прошедшие 12 лет многое изменилось, в частности, система освещения перестала соответствовать требованиям сегодняшнего дня, увеличилась и транспортная нагрузка. Из 141 км кольцевой, только этот отрезок пути в 23 км имеет 4 полосы движения, все остальные — 6 или 8. Естественно, поставлена задача его уширения. На этой неделе (наша беседа состоялась 17 декабря — Прим.ред.) мы сдаем проект в Главгосэкспертизу, в 2015 году из федерального бюджета на строительство будут выделены необходимые средства. Ориентировочная стоимость проекта — 12,5 млрд руб. За год планируем завершить участок от Приозерского шоссе до развязки с ЗСД, где изначально в проект была заложена возможность уширения за счет разделительной полосы. Далее до Горской строительство пойдет сложнее, придется дополнительно заниматься землеотводом. Все работы должны завершиться к 2017 году. В результате весь этот участок станет шестиполосным.
— Наш предыдущий разговор состоялся еще до окончания нынешнего ремонтного сезона. Как бы вы в целом охарактеризовали проделанную работу?
— Благодаря четко поставленным задачам, своевременному проведению тендеров, удалось полностью справиться с запланированным объемом работ. Причем было важно в основном выполнить их в летний отпускной период, кроме того, свои ограничения накладывали два знаковых события — Петербургский экономический форум, прошедший 20-22 июня и саммит «Большой двадцатки», состоявшийся 5-6 сентября. Неудобства от перекрытия части дорог были сведены к минимуму, за что я искренне благодарен исполнителям работ. В период между этими событиями удалось завершить 10 контрактов из 11. Бюджет освоен полностью. В 2013 году на текущий ремонт выделено около 993 млн рублей. Это средства пошли для ремонта 800 тыс. м2 магистрали.
ЗАО «ВАД» — наш самый крупный подрядчик — как всегда, выполнил работы на самом высоком техническом и организационном уровне. Отлично справились ЗАО «Буер» и ГК «АБЗ-1». Что касается искусственных сооружений, то здесь следует отметить ООО «ЕвроТрансСтрой», эта компания совершила настоящий прорыв, сработала как часы. В числе прочего удалось заменить 4 деформационных шва, обычно этот процесс растягивался по времени. Если говорить в целом, то завершенным сезоном я доволен.
— В чем вы видите основную причину такого успеха?
— Мы разбили весь фронт работ на небольшие контракты. В результате на объект пришли специализированные организации, а не один большой холдинг, который сразу и снег убирает, и траву косит, и асфальт укладывает. Это позволило более тщательно контролировать работу подрядчиков. Например, что касается содержания, на КАД пришли новые компании. Так, искусственными сооружениями занимается ООО «ЕвроТрансСтрой», барьерными ограждениями, гидроботаникой и полосами отвода — «Зеленый город», освещением — «Светосервис». Но в наступающем году придется сделать еще больше, поскольку недофинансирование кольцевой все же имело место быть.
— Каковы планы по текущему ремонту КАД в 2014 году?
— Из федерального бюджета будет выделено 470 млн рублей. Работы как обычно проведем в летний период. Запланирован выборочный ремонт второй и третей полос движения между Приозерским и Мурманским шоссе и средней полосы — между поселком Бронка и Красносельским шоссе. На наружном кольце у Московской развязки пройдет уширение проезжей части.
— Контракты на содержание автомобильных дорог имеют сейчас, как правило, долгосрочный характер. А как складывается ситуация у вас?
— В прошлом году ФДА приняло решение о долгосрочных шестилетних контрактах. Конечно, в этом есть очевидное преимущество. Тем самым обеспечивается определенная финансовая стабильность компаний, выигравших конкурс. Подрядчик получает возможность приобретения современной высокоэффективной техники, заниматься подбором новых кадров, что не могут позволить себе компании, имеющие краткосрочные контракты.
Но правовая сторона этого вопроса еще до конца не проработана, поэтому мы были вынуждены заключить контракт на полтора года. В июле подошло время разыгрывать новый конкурс на заключение контракта уже на два года — по июль 2016 года.
Бюджет же рассчитан именно на этот период. Почему окончание контракта приходится на июль? Практика показывает, что подрядчиков лучше менять в летний период.
Представьте себе, если в конце года не удастся по каким-либо причинам завершить процедуру конкурса и в декабре на объекте вовремя не появится люди и техника— кто же будет снег убирать?
— Нынешняя зима сюрпризов не принесет?
— Уверен, их не будет. К зиме мы готовы как никогда ранее. ЗАО «ПО РосДорСтрой» давно занимается уборкой снега на КАД. Она буквально выросла на кольцевой, а в настоящее время занимается еще и содержанием трассы М-10 «Россия» В октябре мы провели традиционный смотр-конкурс на готовность к работе в зимних условиях. Возможно, кто-то назовет подобную акцию рекламным ходом, но никогда не мешает лишний раз убедиться, что все в порядке: машины переоборудованы, на складах находится необходимый запас реагентов и т.д. В качестве инноваций этой зимой планируется на небольшом участке в 1 км применять новое противогололедное средство — французскую соль. Она имеет тот же химический состав, что и традиционно используемая, но более мелкая. Первая реагентов партия прибудет в самое ближайшее время.
— Что дало применение новой АСУДД?
— Положительные моменты наблюдались и в прошлом, и в этом году. Прежде всего, следует отметить снижение количества ДТП с тяжелыми последствиями.
Мы приучаем водителей к знакам переменной информации, содержащим сведения о заторах, ремонтных работах и т.д. Это дает возможность принимать быстрое и правильное решение. Помощь оказывают и камеры фото— и видеофиксации, помогающие призвать к ответу нарушителей правил скоростного режима. Правовой нигилизм пока существует, и автоматика позволяет справиться с ситуацией.
Это направление будет расширено. Проводится фотофиксация грузовиков в 1 и 2 полосе, где они не имеют права находиться, движения по остановочной полосе и в полосе безопасности.
— Кольцевая автомобильная дорога включена в состав международного интеллектуального транспортного коридора Санкт-Петербург — Хельсинки. Расскажите о подробностях этого проекта.
— Первый раз о нем заговорили в 2010 году. Инициатором выступила Финляндия — стратегический партнер России. Объем грузоперевозок между соседями достаточно велик, а недостаток портовых мощностей на российском северо-западе делает Финляндию привлекательной в качестве транзитной территории. Из портов Суоми в другие страны вывозится значительное количество наших товаров. Но ситуация непременно будет меняться, пример чему строительство перегрузочного комплекса «Бронка». Естественно, финская сторона хочет создать наиболее благоприятные условия для автомобильного транспорта, для того, чтобы поток грузов не сокращался. К тому же их автоматизированная система управления дорожным движением (АСУ ДД) имеет более продолжительную историю, чем наша.
Было подписано соответствующее коммюнике между министрами транспорта Российской Федерации и Финляндии. Определены основные положения проекта, подняты и дорожные темы. Договорились об оперативном информировании водителей о метеоусловиях как в Санкт-Петербурге, так и по пути следования в Финляндию, о дорожной обстановке (сведения о ДТП, перекрытии дорог, дорожном сервисе). С 2011 года проведено уже 7 рабочих совещаний, причем наиболее продуктивные состоялись в этом году.
До апреля 2014 года мы должны в тестовом режиме формализовать наши отношения и подписать все необходимые документы, а в июне непосредственно приступить к реализации проекта. Среди первых практических шагов — создание единого сайта, на котором водители на трех языках (финском, английском и русском) смогут получать любую информацию, касающуюся автомобильного сообщения между нашими странами.
Беседовала Регина Фомина